Росавтодор назвал причины, по которым иностранные компании не спешат заниматься автодорожным строительством в России. Как сообщают «Ведомости», основных проблем у иностранцев две: пригодность технологий для наших условий, а также система госзакупок.
Прежде
всего, сложности возникают с новыми материалами. В настоящее время в
России действует постановление от 1997 года, принятое «в целях защиты
внутреннего рынка страны от необоснованного применения новых материалов
<...> и технологий». Таким образом, чтобы использовать
инновационные материалы, конструкции мостов и тоннелей или «элементы
благоустройства», иностранная компания должна подтвердить их пригодность
для применения в России. То есть предоставить образцы в Федеральный
научно-технический центр сертификации и получить на них техническое
свидетельство. Срок рассмотрения заявки — три месяца, а за выдачу
отвечает Минрегион. Мешает иностранцам и законодательство о
госзакупках. Согласно ему, победитель аукциона определяется по
наименьшей цене, а работа иностранной компании может быть качественнее,
но дороже. Кроме того, при выделении финансирования нельзя объединить
проектирование и строительство, и подрядчик вынужден работать уже с
готовым проектом. Есть и другие причины. Иностранные компании не
знакомы с нашим рынком и административными особенностями, они
закладывают слишком высокие риски, увеличивающие цену проекта, а также
ориентируются на рентабельность не ниже 18%, тогда как российские
подрядчики исходят из 7%. Впрочем, сказать, что иностранцы совсем не
участвуют в российском дорожном строительстве, неверно. Их довольно
много среди субподрядчиков в крупных проектах и в партнерских проектах
по строительству и управлению платными дорогами. К примеру, ванты для
мостов через бухту Золотой Рог и на остров Русский во Владивостоке
поставляла французская компания Freyssinet, а совместное предприятие
австрийской Kapsch и российского Мостотреста занимается управлением
платного участка трассы М4 «Дон». Тем не менее, необходимо разработать
механизм привлечения иностранцев к дорожному строительству.
Соответствующий документ президент России Владимир Путин поручил
представить к декабрю 2012 года.
|